Списывание с готового образца

Проведенные наблюдения за первоклассниками показывают, что к концу букварного периода дети практически овладевают умением определять в слове ударение, если учитель систематически включает в уроки письма задания на нахождение и выделение ударного слова. Научившись распознавать место ударения в слове, учащиеся в практическом плане овладевают умением находить в слове безударную гласную и знакомятся с приёмами её проверки. На первых уроках обучения грамоте учащимся предлагаются готовые графические образцы косы — коса, сосны — сосна.

Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: Какая гласная пишется без ударения в слове коса? Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же вывод можем сделать? Какая гласная пишется под ударением, такая же гласная пишется и без ударения в этом слове. По мере знакомства с новыми буквами словарь учащихся пополняется новыми словами с проверяемыми безударными гласными. Обнаруживание безударных гласных в слове, проверка их написания, запись слов — довольно сложный этап для учащихся I класса.

Таким образом, к моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик должен: На выработке этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте. Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся — учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: Сознательность и автоматизм при обучении орфографии достигается в процессе работы над правилом и орфографическими упражнениями, обеспечивающими привитие навыка грамотного письма.

Как усвоение правила, так и выполнение упражнений связано с активной аналитико-синтетической деятельностью учащихся. Усвоить правило правописания — это значит понять его содержание, уметь определить, к какому языковому факту оно относится, найти признаки, позволяющие установить, подходит ли тот или иной пример под это правило, и основать его применение в процессе упражнений. Но, если при объяснении правила аналитико-синтетическая деятельность учащихся протекает обычно под непосредственным руководством преподавателя, то при выполнении упражнений ученикам предоставляется значительно большая самостоятельность, которая постепенно возрастает, и соответственно уменьшается участие, которое учитель принимает в их упражнениях.

Задача преподавателя при выполнении школьниками упражнений состоит в том, чтобы проследить правильность применения изучаемого правила, то есть должна быть восстановлена его формулировка, выделены те признаки, которые позволяют при написании определенной орфограммы руководствоваться именно данным правило, приведены примеры, подтверждающие справедливость рассуждений учащихся.

Постепенно, при выполнении разнообразных упражнений, процесс применения правила автоматизируется. В памяти ученика восстанавливается уже не всё правило, а лишь основные его признаки. Происходит процесс преобразования сознательной деятельности по применению правила правописания в деятельность автоматическую.

Сочетание сознательности и автоматизма обуславливает необходимость тщательной работы над правилом при обучении орфографии, обоснования правильности написания, продуманной системы разнообразных упражнений, обеспечивающих выработку навыка грамотного письма, выбора метода работы.

Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: Слово учителя как метод обучения орфографии используется для сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для самостоятельной работы, при обобщениях. Этим методом преподаватель пользуется и для этимологических справок по поводу слов, написания которых проверяются словарём, при подведении итогов самостоятельной работы учащихся и прочее.

Введение (стр. 3 )

Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие установления грамматической формы слова, например написание падежных окончаний существительных и прилагательных, правописание суффиксов различных частей речи и другие.

Метод наблюдения и анализа предполагает сопоставление изучаемых явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами.

Так, например, методом наблюдения проводится изучение правописания гласных, проверяемых ударением. При изучении материала методом наблюдения над языком и широкое применение получает приём сопоставления. В написании же его допустимо только О. Метод самостоятельной работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником.

Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём. Списывание — это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги или с доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков. Списывание — это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма. Выполнение этого упражнения сводится к записыванию учениками обозреваемых ими текстов. Знание классификации вариантов списывания полезно учителю, так как позволяет держать в поле зрения всё многообразие подобных упражнений, поможет более правильно выбрать нужный вид списывания в каждом отдельном случае, увязать с другими орфографическими упражнениями, например диктантами, и даст возможность добиться разнообразия на уроках правописания.

Задача ученика, списывающего с готового текста, состоит в том, чтобы воспроизвести его у себя в тетради точно в таком же виде, не допуская никаких отступлений в написании. Всякие отступления в этом случае считаются ошибкой.

Как показала практика работы школ, списывание готового текста является одним из самых малоэффективных приёмов обучения орфографии на всех этапах, за исключением только самых ранних ступеней в обучении. В букварный период, когда дети учатся писать буквы, обойтись без него невозможно.

Удельный вес такого рода упражнений в ряду других и в общей системе работы по орфографии уже со второго класса должен постепенно уменьшаться. Дело в том, что списывание с готового текста — упражнение механического характера, почти не требующее от ученика активной работы и напряжения мысли, а потому и лишённое для него интереса. При списывании с готового текста, которое неизбежно является побуквенным особенно на ранней стадии обучения , ученик воспроизводит не целое слово, а его части отдельные буквы или слоги , обычно не связывая записываемое со значением, со смыслом.

Это списывание находится в противоречии с естественной природой письма и орфографического навыка, являющихся процессом воспроизведения слов как единого комплекса ряда движений для руки и единого цельного образа для глаз.

Чтобы добиться заметных положительных результатов при обучении орфографии посредством списывания с готового текста, требуется очень большое количество повторений одного и того же, что без надобности отнимает слишком много сил и времени, не давая надежных и значительных результатов, так как в конечном счете делает учащихся беспомощными при самостоятельном письме, приучая всегда опираться на текст.

Простое списывание довольно широкое применение находит на первой ступени первое полугодие 1 класса и используется оно с целью научить детей списывать предложенный текст без ошибок. Обучение этому виду упражнений осуществляется с помощью алгоритма:. Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

Со второго полугодия в 1 классе все большее применение находит списывание осложненное различными заданиями грамматические, орфографические, логические, лексические, стилистические. Эти упражнения являются эффективными и входят в систему упражнений по орфографии как её неотъемлемая часть.

Сознательное списывание как один из примеров обучения грамотному письму может быть использовано в работе над многими орфографическими правилами. Осложненное списывание проводится в разных вариантах, это может быть списывание с дополнительным заданием указать проверочное слово, подписать грамматические формы, разделить слово на слоги и другие ; с изменением текста дописать слово, вставить отдельные буквы, слова.

В начальных классах грамматические задания сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи , к обозначению рода, склонения, числа, падежа имён существительных и прочие.

Обычно упражнения с грамматическими заданиями предшествуют по времени работам с заданиями орфографическими: Упражнения на списывание в начальной школе, начиная с 1 класса, нередко усложняются логическими заданиями.

Логические задания могут быть очень разнообразны. Одни из них требуют от учеников определять признаки предметов и явлений, другие — подведение видового понятия под родовое, третьи предполагают классификации слов по их значению в различных вариантах. Упражнения в списывании могут быть осложнены и лексическими заданиями. К лексическим заданиям относятся: Нередко в упражнении, помещённом в учебнике, указывается не одно, а сразу несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания, когда сочетаются различные по своему характеру задания.

Для списывания можно предложить отдельные слова, сочетания слов, отдельные, не связанные между собой по смыслу предложения, а также целые связные тексты. Соответственно возникают полное и выборочное списывание. Полным называется списывание всех слов упражнения с разными заданиями, а выборочным — когда ученики отбирают для записи части текста, соответствующие поставленному учителем условию. Ценность выборочного списывания в том, что оно исключает механические записи, даёт насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствуя тем самым более быстрому запоминанию учащимися отдельных написаний.

Одним из видов сознательного списывания является списывание по вопросам. Это упражнение состоит в следующем по знакомому учащимся тексту даются вопросы, ответы на которые школьники должны найти в тексте произведения и выписать соответствующие части текста в тетради. Рекомендуется при этом, чтобы школьники во время списывания произносили вполголоса то, что пишут, чтобы установить и закрепить в памяти зрительные, моторно-двигательные и слуховые ассоциации, связываемые с записываемым словом.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке. Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и содержанию очень близки между собой: Последнее имеет место, например, при предупредительном или объяснительном диктанте, при раздаче тетрадей после проверки письменных работ, в работе над ошибками.

Орфографический разбор можно связать с чтением, если, например, в тексте встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму или на проходимые в данный момент разделы программы по грамматике, связанные по своему содержанию с орфографией. Орфографический разбор находит себе применение также при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и повторении.

Упражнения в орфографическом разборе могут состоять как в разборе всех орфограмм, встречающихся в тексте, так и в разборе лишь орфограмм одного какого-либо рода, что определяется целями и характером каждого данного урока.

Орфографический разбор должен применяться систематически, в течение всего периода обучения орфографии. Но посвящать целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно, в один приём на него может затрачиваться 10—15 минут. Таким образом остается время для других упражнений.

Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора находятся в тесной взаимосвязи: Большую помощь в решении орфографических задач оказывают опорные схемы. Для правописания корня и окончания используются также схемы. Орфографический разбор проводится в процессе комментированного письма. Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонема тический слух, мышление.

Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним проверочным словом, а потом пары слов, проверяемые разными словами. Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями. Измените словосочетание по образцу, вставляя пропущенные буквы. Как вы подобрали проверочные слова? В каждой паре родственных слов подчеркните проверочные слова для безударного гласного в корне слова. Приём постановки орфографической цели был направлен на выработку у детей орфографической зоркости.

Для закрепления орфографического навыка использовались также слова, содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми велась работа одновременно. Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным для звонких и глухих согласных, для безударных гласных.

Проверьте написание звонких и глухих согласных, подчеркните в проверочных словах безударные гласные. Любой метод, в том числе и метод запоминания, должен быть целенаправленным и содержать в себе все элементы сознательности, которые повышают уровень запоминания.

Простейший прием в данном методе — требование, установка: Запоминанию способствуют такие виды работ учащихся, как обращение к орфографическому словарику, проверка слов по словарю, запись трудных непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по словарю. Запоминанию орфографии способствуют и такие упражнения как орфографические пятиминутки, проводимые в начале урока и состоящие из устного проговаривания трудных слов, в записи некоторых из них, различные варианты грамматического разбора, и другие.

Упражнение на запоминание — это отнюдь не только списывание, система запоминания орфографии пронизывает все уроки русского языка. Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы — зрительный, слуховой, рече-двигательный, рукодвигательный и мыслительный.

Нередко можно услышать, что для выработки орфографического навыка нужно много писать, и что школьник сам может запомнить правописание слов. Писать действительно нужно много, но не следует полагаться на одно лишь непроизвольное запоминание орфограмм.

Отсюда следует, что к числу упражнений на запоминание относятся лишь такие упражнения, которые опираются на произвольное запоминание, то есть требуют от ученика не только письма, но и каких-либо сознательных операций.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений диктуется каждое слово по слогам , и на логику изложения. Самые легкие творческие работы — это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты.

Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Можно предложить детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:. Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаются в уроки русского языка. В чем их суть? Произносится слово, одновременно на доске изображается его схема в виде прямоугольника.

Дети вдумываются в смысл, определяют с маленькой или большой буквы писать и почему. Развитию речи способствуют упражнения типа орфографических задач. Под ними понимается выполнение сложных действий на основе применения правил способов проверки. Решение орфографических задач обеспечивает наивысшую осознанность в работе по орфографии по сравнению с другими способами ее усвоения. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные условия, решения и вопросы то, что нужно знать. Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник в сущности должен сам перед собой поставить эту задачу.

На здании развевается российский флаг. В нашей стране промышленность с каждым годом развивается. Решение орфографических задач — это один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные результаты. Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического словаря в повышении грамотности, культуры речи. Работаем над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя с новыми словами, используем картинный словарь. На второй день дети пишут слова по трафарету.

На третий день — списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день — усвоение этих слова проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или карточки, на которых слова с пропущенной буквой.

Такие карточки изготовлены для каждого ученика и помогают быстро проверить усвоение слов любой группы, выявить учеников, которые не запомнили или забыли какое-либо слово.

Новая неделя — новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно. Дети записывают слово самостоятельно или с комментированием. Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших школьников встречаются ошибки, вызванные неумением учащихся найти объект правила ученик не может выделить, например, безударную гласную или корень слова , либо неумением пользоваться правилом ученик не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: Обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические основы данной темы.

В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные частные признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, раскрытые:. Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле можно выделить четыре составляющих его ступени:. Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.

Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.

В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

Приведем примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:. В последние годы в школе стали применяться элементы программированного обучения. Используются они и в младших классах. Один из элементов программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в корне — выборочный ответ.

Повторяя правописание безударных гласных в корне, они неоднократно встречаются с такими видами работ, как ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление со словами с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и т. Задания с выборочным ответом — новый для учащихся вид работы, который тоже поможет им практически усвоить правописание безударных гласных в корне.

Смысл его применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов например, с пропущенными буквами в корне. Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т. К заданиям предлагаются 3—4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ. Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.

Ответы лучше всего читать сверху вниз: Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а , а следует писать о колется ; в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ.

Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Составьте и запишите с этими словами предложения. Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить. Приведём примеры предложений с этими словами: Барометр предсказывает сегодня дождливую погоду. В иллюстрации к сказке художник использовал яркие краски.

Мизинец — самый маленький палец на нашей руке. В моей тетради всегда чистота и порядок. Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся.

В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку. В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы , систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям. При работе над второй главой мы уяснили, что такое навык, и как он может формироваться.

Определили ряд упражнений для формирования навыка. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.

На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:.

В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели — сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? Методика обучения русскому языку в начальных классах.

Методы обучения орфографии В обучении орфографии используются методы: Подписаться на рассылку Pandia. Интересные новости Важные темы Обзоры сервисов Pandia. Основные порталы, построенные редакторами.

Бизнес и финансы Бизнес: Каталог авторов частные аккаунты. Все права защищены Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Минимальная ширина экрана монитора для комфортного просмотра сайта: Мы признательны за найденные неточности в материалах, опечатки, некорректное отображение элементов на странице - отправляйте на support pandia. Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: Проверять надо безударную гласную.

О проекте Справка О проекте Сообщить о нарушении Форма обратной связи. Авторам Открыть сайт Войти Пожаловаться. Архивы Все категории Архивные категории Все статьи Фотоархивы.

Лента обновлений Педагогические программы. Правила пользования Сайтом Правила публикации материалов Политика конфиденциальности и обработки персональных данных При перепечатке материалов ссылка на pandia.



Коментарии:

Под горой течёт речушка Клязьма. Порядок орфографического разбора Нахождение орфограммы.